И любовь, которую он вложил в страну зелёных равнин, глубоких озёр и обветренных бурых скал, в землю мужественных мореходов и неутомимых земледельцев, приносит плоды доныне, и не только среди потомков древних ирландцев, рассеянных в ХХI веке по всем континентам. Православные люди из разных племён и народов тоже чтят его память и желают молиться святому Патрику.
Кладбище — особое духовно-символическое, пограничное пространство, принадлежащее двум мирам. Это часть нашего «культурного ландшафта», результат взаимодействия человека и природы, чрезвычайно важный и интересный источник исторического знания. Но это и сакральная, освященная территория, нива Божия, где погребенные тела ждут воскресения (т. е. соединения с душами, с которыми они были временно разлучены смертью) и помилования либо осуждения в час Страшного Суда. Именно поэтому кладбище лишь частично доступно научному осмыслению — полностью его изучить и понять нам не дано. Мы можем (имеем право) лишь слегка притронуться к этой теме...
Я возвращалась с конференции, проходившей в одном закрытом городе под Пензой. Время было накануне зимы, мы подъезжали к Москве в совершенной предутренней тьме. Все было буднично и неприглядно: железнодорожные пути, встречные электрички, освещенные изнутри и потому позволявшие видеть тесно набившийся серый подмосковный люд, как будто уставший с утра. Вообще несмотря на зазимки и ранний снег все было черным-серо. Поневоле вспоминалось чеховское: «Хлеб твой черный, дни твои черные...»
Не помню, сколько мне было лет тогда: наверное, восемнадцать. Я тогда ещё не пришёл в Церковь, но уже читал Библию, которая с детства привлекала меня, как и любая толстая книга, в которой есть ответы на все вопросы, написано про всё. И вдруг вечером в студенческом общежитии, лёжа на кровати, я наткнулся на фразу из Премудростей Соломона о том, что Истина Сама ищет достойных людей, чтобы открыть им Себя.
Маленький принц стал символом детства, его поэзии, его невозвратимости, его романтики, даже его трагизма. Именно поэтому московский скульптор Вячеслав Румянцев остается верен этому образу на протяжении всей своей творческой жизни, воссоздавая его в разных форматах и материалах.
Одна из моих замечательных собеседниц на симпозиуме заметила: «Знаете, в чем отличие наших исследователей от западных? У нас есть какое-то ржаное тепло в подходе к произведению». Это страшно точно. Какие бы умозрительные проблемы не поднимались, то и дело проступает особенная русская горячность в обсуждении его тем, его героев, что-то определенно личное. Это вообще национальная черта, но к исследователям Достоевского это относится как ни к кому другому, уж таков писатель.
Возможно, вам знакомы ситуации, когда один-единственный учитель меняет многое в отношении к учебе, да и к жизни тоже. Самая печальная тенденция нашего времени, на мой взгляд, заключается в том, что педагогическая деятельность из таинства или искусства превращается в сферу услуг.
Одним понятием «молодёжь» мы пытаемся обозначить разные миры и судьбы, подразумевая только один признак — возраст. А по большому счёту рассуждать о молодёжи, судить, обвинять — совершенно бесполезное дело. Она такая, какой мы её воспитали, какие ценности в неё вложили, какую духовную основу дали. Так что с себя спрашивать надо и не множить свои грехи.
Эти жесткие рамки «от и до» в условиях полной «открытости» нашей демократической державы стали настоящими кандалами для большинства ее «тружеников тыла». Упиваясь невиданной раньше «мобильностью», приходится восполнять «пробелы» и отдавать все силы на срочное покорение мира, всплывшего из-под железного занавеса, планируя следующую поездку сразу по возвращению из предыдущей или еще «во время оно».
Исторически авторитет богослужебной традиции никогда не имел статуса «священного». Но нельзя недооценивать тот факт, что именно традиция являет не просто литургическое предание Церкви, но в самом предании открывает Церковь, — как явление Царства Божия на земле. Если сравнить Церковь с лестницей в небо, то предание — это материал, из которого она сделана, традиция — это форма лестницы. Материал, Слава Богу, уже не заменишь, проверен веками, а вот форму время от времени пытаются оптимизировать.
Особенности нашей страны придают железной дороге ни с чем не сравнимое очарование: время пути может составлять и два, и четыре, и даже все семь дней — совершенно немыслимые сроки для какой-нибудь европейской страны. По неизвестной причине постоянная смена пейзажей за окном, ограничение возможных занятий, плавное покачивание вагона, темный силуэт таёжного леса на фоне ночного неба или череда огней больших городов наводят на размышления о сложности нашей жизни гораздо вернее, чем статичное повседневное бытие.
И хочу призвать его, неведомого и невидимого посетителя сайта, к участию в полемике. А предмет полемики — самый горячий, тот, которого мы, авторы, нередко уже касались в своих публикациях: молодёжь. Есть тут жив человек, есть молодой посетитель у нашего сайта, ну хоть один? Так откликнись же, рассуди в конце концов, кто из нас прав.
Они настолько разочарованы во всем — в мире, в истории, во власти — что почти потеряли способность доверять, не говоря уже о том, чтобы верить... Однако именно это поколение, над которым мы иной раз с такой легкостью произносим окончательный приговор, томимо действительно поражающей жаждой Истины, именно оно, бунтующее против лжи, оказывается порой куда более отзывчивым, искренним, и восприимчивым к Свету.
Человек унаследовал от Адама представление о своей единственности и драгоценности. Адам в раю ходил перед Создателем, являя собой весь человеческий род в потенциале, но и блаженствующую, всем одаренную индивидуальность. Он был один, единственный, — и он был всеми.
Но на самом деле существует мир лишь благодаря бескорыстной смиренной любви, готовой на подвиг. И вот ловкие, умные и наглые эгоисты захватывают все «пряники», до которых могут «дотянуться». А смиренные с христианской точки зрения довольствуются тем, что похуже. И все же на их самоотверженности держится мир.
Только перед Одним мы все равны, в наших к Нему молитвах и бесконечных милостях заступничества Царицы Небесной. Перед выпускными-вступительными испытаниями надо честно потрудиться не один год и тогда не страшно заведомо довериться Его промыслу, помолиться о правильности устремлений и о выбранном пути. С Ним никакой ЕГЭ не страшен!
«Шли годы...» И вот в социальной сети наталкиваюсь на прежнего ученика, на «бледное исчадье». Собственно, не на него, а на его любопытную ссылку: рождественский флэшмоб в каком-то торговом центре, и его комментарий – сердечный, теплый. Перехожу на его страницу. И что же?!
Отдавать себя всего больным — это большой труд, не многие на него способны. Вот и замещается отсутствие профессионализма, нравственных, душевных качеств долей лукавства. И многие знают, что врачи с больными общаются всё реже, а скрывают правду всё чаще.
Множество произведений литературы, поэзии, живописи и, конечно же, кинематографа, так или иначе обращены к вопросу о значимости веры в жизни человека и представляют собой переплетение самых различных, зачастую диаметрально противоположных мнений. Отказавшись от попытки объять необъятное, попытаемся хотя бы немного рассмотреть феномен веры, используя в качестве «наглядного пособия» фильм, с многочисленными трудностями снятый Андреем Тарковским в 1979 году и до показа на Каннском кинофестивале практически неизвестный массовому советскому зрителю.
Десять лет назад наша семья обрела великого покровителя, заступника, — Предстателя. Про него мы узнали в сложной жизненной ситуации от знакомой, — и данное ею «направление» стало для нас бесценным, живым источником. В любых жизненных перипетиях мы устремляемся к нему за утешением и поддержкой. И находим глубочайшее укрепление: сила его молитвенного ходатайства поразит даже самого неверующего Фому.
Нет такого человеческого слова, которое могло бы открыть истину так, как она есть. Крест Христов открывает ее. А истина судит мир. Разгоняет мрак, срывает маски, делает тайное явным. «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы...», поэтому многие поступают, как «враги креста Христова». Среди них те, кто следует учениям Общества Сторожевой Башни.
Книги выбрасывают, и помногу. А тут вот что случилось: мои соседи, культурнейшая семья, продают квартиру, взрослые дети живут заграницей, книги, да и всякий скарб девать некуда, ну и... И я приволокла домой письма Чехова в десяти, кажется, томах, Шукшина, японско-русский словарь... И так деваться некуда, квартира тесная, ну просто бред какой-то. Но почтение к книге возобладало.
Вообще попытаемся с радостным интересом вглядеться в того, кого встретим сегодня на данном отрезке жизненного пути. Короче говоря, «радостию друг друга обымем», хотя бы потому, что Пасха Господня с нами.
Подробнее...